Законодательство РФ надежно защищает права покупателей вещей, товаров и получателей коммерческих услуг, но не все граждане умеют грамотно пользоваться возможностью восстановления своих нарушенных прав в данной сфере. Специально для регулирования отношений, разрешения конфликтных ситуаций между покупателем / заказчиком с одной стороны и продавцом, изготовителем товаров, исполнителем услуг, с другой стороны принят ФЗ «О защите прав потребителей».
Закон указывает, что покупатель товаров, заказчик услуг имеют большой объем полномочий. Однако, очень часто гражданин не знает какие права он имеет по закону и как надо действовать, если его права нарушаются представителем организации или ИП.
В таком случае, при нарушении прав необходимо составить претензию на возврат, замену товара, безвозмездное устранение недостатков товара или претензию на некачественную услугу. Также гражданин может потребовать возврата денежных средств, уплаченных за товар/услугу. Для составления мотивированной претензии требуется помощь специалиста в области гражданского права, который выстроит тактику, чтобы добиться успешного результата.
Какие права имеют потребители
Потребитель по закону имеет право на:
- Безопасность использования товара.
- Достоверную информацию о товаре, изготовителе и продавце.
- Предъявление жалоб и претензий.
- Защиту прав при отсутствии кассового или товарного чека.
- Замену или возврат качественного непродовольственного приобретения в течение 14 суток.
- Бесплатное устранение недостатков изделия, возмещение затрат на их ликвидацию. На период длительного ремонта продавец обязан в течение 3 дней бесплатно предоставить покупателю аналог с обеспечением его доставки собственными силами.
- Замену некачественного товара на иной товар, с правом на возмещение убытков.
- Отказаться от товара или услуги и потребовать возврата уплаченных денежных средств.
Что делать, если товар или услуга некачественные
Для начала подать в адрес продавца, изготовителя товара или исполнителя услуги мотивированную претензию, где указываются требования следующего характера:
- Устранение дефекта.
- Возврат суммы покупки.
- Уменьшение цены в соответствии со степенью брака.
- Замена товара на равнозначный с пересчётом стоимости.
В связи с этим следует учесть: отдельные категории товара возврату и обмену не подлежат.
Это т.н. досудебное урегулирование, предусматривающее исключительно предъявление претензии. После вручения документа, составленного грамотным юристом, продавцы в большинстве случаев удовлетворяют предъявленные требования.
Судебное урегулирование спора. В случае, когда в удовлетворении требований, указанных в претензии отказано, подаётся заявление в суд. До 50 тыс. руб. дело рассматривает мировой судья, свыше – районный. При этом заявитель может воспользоваться юридическим сопровождением специалиста нашей компании. Юрист по защите прав потребителей в СПб поможет вам составить все необходимые документы, правильно изложить исковые требования и представит интересы в суде. К исковому заявлению прилагается доказательная база: письменные соглашения (если они составлялись), кассовые и товарные чеки, квитанции, накладные, расписки.
Суд по защите прав потребителей. После начала судебного процесса стороны могут закончить дело мировым соглашением с удовлетворением требований гражданина. Однако если этого не произойдёт, наш юрист будет защищать ваши права до окончания рассмотрения дела, которое завершится вынесением судебного решения. Решение подлежит исполнению после его вынесения и изготовления по истечении 1 месяца данного на обжалование; После вступления решения суда в законную силу Ответчик может добровольно исполнить постановление за 5 последующих дней, в противном случае за него это сделает судебный пристав. Госпошлина не взимается при сумме иска до 1 млн. руб.; издержки оплачивает проигравшая сторона.
Какие есть подводные камни
Если продавец, изготовитель товара или исполнитель услуги нарушили ваши права потребителя, следует обратиться в юридическую компанию, а не пытаться идти в суд самостоятельно без юридической поддержки. Практика свидетельствует, что предпочтительнее начать процедуру с составления и подачи в организацию мотивированной претензии. Если её проигнорируют, этот факт в дальнейшем послужит доказательством того, что ответчик не выполнил норму закона и поможет гражданину в следующем.
Если вам предоставили некачественную услугу (товар) или иным образом нарушили ваши права, а вы не воспользовалось возможностью предъявить претензию, в последующем в судебном порядке получится вернуть лишь уплаченные деньги, без взыскания неустойки за задержку возврата средств и штрафа в размере 50 % от взысканной суммы за отказ продавца, исполнителя добровольно урегулировать спор.
Не зная нюансов делопроизводства, граждане подчас некорректно составляют жалобы и обращения, которые по этой причине не рассматриваются надзорными структурами, а драгоценное время уходит. Также, граждане, не зная особенностей законодательства не могут правильно составить исковое заявление и грамотно обосновать свои требования. Поэтому рациональным выходом из ситуации будет обращение за помощью к профессиональному юристу.